Сайт: | http://d11207.edu35.Ru |
Номинация: | Волонтерская помощь/ молодежная инициатива |
Проект: | "От сердца к сердцу" |
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. По мнению Л.Е. Сикорской, на современном этапе волонтерское движение это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества».
В методике внедрения волонтёрского движения в нашем учреждении мы выделяем такие этапы: I этап – изучение детского коллектива. На данном этапе всеми специалистами и воспитателями детского дома осуществляется подробная диагностика развития детского коллектива, в том числе развития социальных компетенций, определенных моделью воспитанника. Так, например, педагог-психолог выявляет наличие у воспитанников симптомокомплексов, преобладающий эмоциональный фон, развитие личностных компетенций (а именно, уверенность в себе, произвольность, потребность в саморазвитии, эмоциональная саморегуляция). Педагог-организатор изучает коммуникативные и организаторские умения детей; воспитатель- развитие таких социальных компетенций как планирование и анализ своей деятельности; компетенции, относящиеся к сфере общения. Логическим завершением изучения детского коллектива становится аналитический психолого-медико-педагогический консилиум детского дома. В ходе консилиума специалисты и воспитатели определяют воспитанников, для которых одним из путей коррекции проблем личностного развития может явиться волонтерское движение. Как правило, это дети, имеющие трудности в общении, низкий социометрический статус, испытывающие затруднения в планировании и рефлексии своей деятельности и другое. В ходе консилиума планируется примерный перечень мероприятий для таких воспитанников (например, совместная деятельность взрослого и ребенка, индивидуальное поручение, участие в трудовом десанте с выделенным объемом ответственности и другое). Такие дети включаются в волонтерское движение постепенно, проходя этапы от наблюдателя и участника в паре со взрослым или активным ребенком до организатора. II этап – выбор направлений деятельности волонтерского отряда. Этот этап мы рассматриваем как самый мобильный. Как никакой другой он зависит от ситуации в социуме, запросов наших партнеров. За период развития волонтерского движения в нашем детском доме освоены следующие направления деятельности: -работа с социально - незащищенными группами населения; - профилактика здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, направленная на профилактику наркомании, СПИДа; - защита окружающей среды; - досуговая и творческая деятельность; - краеведческая деятельность. Остановимся на наиболее значимых формах работы. При реализации такого направления как помощь пожилым людям, мы подошли наиболее ответственно - определили социальное партнерство с МБУ «Специальный дом для одиноких престарелых» г.Череповца с целью организации досуга ветеранов, оказание практической помощи в решении бытовых вопросов, формирования позитивного социального опыта общения с людьми старшего поколения у воспитанников детского дома. Так на базе детского дома был создан волонтерский отряд «От сердца к сердцу». Между нашими учреждениями был заключен бессрочный договор, на основании которого ежемесячно куратор волонтёрского отряда совместно с детьми выезжают в дом ветеранов для проведения творческих мастерских на разные темы. Например, были проведены мастер-классы по изготовлению вазочки в технике квиллинг, изготовление салфетницы из ненужных газет, оформление цветка из креповой бумаги и т.п. Дети оказывают помощь ветеранам в решении хозяйственно-бытовых проблем. Например, осуществление выхода в дом ветеранов для того, чтобы повесить шторы или прополоть и пересадить цветы на клумбах. В свою очередь ветераны приезжают к нам на праздники, после проведения которых состоятся традиционные чаепития. Дети изготавливают для ветеранов подарки к дням рождения, памятным датам истории, открытки и стенгазеты. Сейчас наши дети совместно с педагогами к 9 мая изготавливают презентацию «Дети войны», в основу которой положены воспоминания, фотографии пожилых людей из дома престарелых. Анализ имеющегося опыта сотрудничества нашего детского дома с Домом для одиноких престарелых позволяет говорить о том, что пожилым людям приятны человеческое участие и забота, а для наших детей очень значимо оказать внимание людям, которые одиноки, так же как и они. Самое главное здесь то, что не прерывается связь поколений, обе стороны чувствуют себя нужными и полезными для кого-то. Интересно строится работа в направлении- пропаганда здорового образа жизни. Так, например, дети детского дома в текущем учебном году приняли активное участие в городской акции – марафоне «Тебе выбирать», инициируемой психолого-медико-социальной службой города. В рамках акции прошли различные мероприятия (конкурс плакатов и фотографий; взятие интервью у представителей старшего поколения «Рецепты долгожития»). Самыми запоминающимися стали спортивные соревнования ребят из нашего детского дома и детских домов п. Суда и Кривец, прошедшие на базе ФОК «Северсталь». Традиционно детский дом сотрудничает с городским обществом трезвости и здоровья. Совместно организуются пешие походы по «Тропе здоровья», лыжные прогулки, теннисные турниры со студентами ЧГУ и другое. При реализации направления досуг проводятся викторины и литературные турниры в школах, где обучаются наши дети; концерты и мастер-классы по ручному труду в детских садах. Интерес у детей младшего школьного возраста вызвала такая форма работы как проведение исследования на тему «Любимые игры на переменках» среди взрослых детского дома и обучающихся школы. Сравнение игр разных поколений навело наших детей на мысль провести в школе «Веселую переменку» и познакомить одноклассников с любимыми играми старшего поколения. Результаты исследования наши воспитанники под руководством педагога-психолога оформили в виде реферата и выступили на Первых городских Алексеевских чтениях для школьников. При реализации направления краеведческая деятельность старшие воспитанники в течение текущего учебного года под руководством воспитателей собирают материалы и воспоминания сотрудников и ветеранов детского дома о родственниках, принимавших участие в боях, оборонных работах в годы Великой Отечественной войны. Все собранные материалы оформляются в Книгу Памяти детского дома. Представляет интерес и проведение исследовательской деятельности наших воспитанников для участия в областных и всероссийских конкурсах. При этом в качестве положительного момента мы рассматриваем включение в данную деятельность и детей сотрудников детского дома. Так, например, для участия в региональном патриотическом конкурсе творческих достижений детей «Наши славные победы», посвященном 200-летию победы русского оружия в войне с Наполеоном на базе библиотеки «Северсталь» было организовано совместное изучение материалов о жителях Вологодской губернии, награжденных орденом св. Георгия в годы Наполеоновского нашествия. III этап – привлечение социальных партнёров для организации и проведения комплекса мероприятий. На данном этапе с одной стороны мы решаем проблему ограниченности материально-технической базы своего учреждения, с другой стороны усиливаем значимость проводимой работы и мотивацию воспитанников. Для проведения спортивных игр и соревнований активно привлекаются студенты ЧГУ, входящие в Городское общество трезвости и здоровья. К участию в спортивных мероприятиях привлекаются не только воспитанники детского дома, но и обучающиеся общеобразовательных школ, которые посещают наши дети; дети сотрудников детского дома. Взаимодействие с городским литературным клубом «Госпожа Провинция» позволяет нашим воспитанникам принимать активное участие в культурной жизни города (например, воспитанники нашего детского дома выступали с литературной композицией на открытии музея Н.Рубцова в г.Череповце). Благодаря сотрудничеству с жилищно-коммунальным отделом мэрии города воспитанники и сотрудники детского дома обеспечиваются инвентарем и массово участвуют в субботниках по благоустройству города и територии "Дома ветеранов". В рамках плана совместных мероприятий с пожарной частью воспитанники детского дома под руководством педагогов изготовляют мультимедийные презентации и плакаты для проведения наглядной агитации. Аналогичная работа ведется и совместно с Череповецким городским филиалом всероссийского общества «Красного креста». IV этап – организация работы по командообразованию с педагогическим и детским коллективом На данном этапе нами используются как разные технологии (проектная, исследовательская деятельность, игровые технологии и другое), так и формы совместной деятельности взрослых и детей. Наибольший интерес у детей и взрослых вызывают психологические игры на сплочение, игры-разминки, игры-разбивки, ролевые игры, коммуникативные игры, типа: «Путешествие на Тибет», «Баба – яга», «Находка», «Неведомые миры»; фестиваль «Мир игры»; деловая игра «Агентство «Праздник». Проведение конференций детского дома (например, на тему «Дом моей мечты») позволяет работать взрослым и детям в минигруппах: совместно анализировать информацию, составлять тексты выступлений, выполнять мультимедийные презентации. Проведение для взрослых и детей мастер – классов по ручному труду, например «Изготовление поздравительной открытки в технике квиллинг», «Творческая мастерская «Остановись, мгновенье» (декорирование фоторамки в подарок на день рождения) и т.п. не только формирует конкретные навыки ручного труда, но и позволяет детям выступать в роли обучающих, развивать их организаторские умения. V этап – рефлексивный Без данного этапа невозможно осознанное внедрение волонтерской деятельности в образовательный процесс детского дома. В нашем детском доме развитие рефлексивных умений педагогов и детей происходит в рамках «единого рефлексивного поля», которое охватывает все составляющие образовательного процесса от целеполагания до анализа деятельности. Поэтому в организации образовательного процесса для детей широко используются деловые игры на развитие навыков планирования типа «Ура! Впереди каникулы»; разные виды многоаспектной наглядной рефлексии типа «Мухомор», «Дерево», «Ладошка»; проведение детским активом анкетирования среди воспитанников по изучению впечатлений, пожеланий и другое. Вопросы организации волонтерской деятельности в отношении педагогов включаются в программу традиционного собеседования администрации детского дома с воспитателями и специалистами по итогам учебного года; составленные куратором волонтерской деятельности подробные отчёты по истечении полугодия предоставляются в Комитет по социальной защите г. Череповца.